ПРЕССА

Газета "Аргументы недели", 24.05.2007 г.

Как-то уже повелось приписывать фокусникам-иллюзионистам магические свойства. Считается, что они могут загипнотизировать целый зал, появиться или исчезнуть, как настоящий фантом, или взлететь в воздух. На самом деле работа иллюзиониста - это инженерное мастерство, сверхточный математический расчет и конечно же артистизм.

В чем риск фокусника.

Самый большой риск для иллюзиониста - оказаться разоблаченным. Если трюк не получается у акробата или жонглера, то публика, как правило, поддерживает артистов: аплодирует, просит повторить. Но если ошибается иллюзионист и зритель понимает, в чем секрет фокуса, повторять бессмысленно. Можно только с позором удалиться.

Кстати, в тридцатых годах от артистов-фокусников всегда требовали разоблачения. Но при этом нужно было так постараться, чтобы никто ничего не понял. Учитывая свойство человека пытаться разгадать любую загадку, в задачу иллюзиониста входило направить зрителя по ложному пути. Для этого соблюдались несколько условий, главное из которых - быстрый темп. Следовало так продемонстрировать «магическую» аппаратуру, чтобы публика все увидела, но ничего не поняла. Дело решали секунды - чуть недобор - и зрители будут недовольны, несколько лишних мгновений - и тайна фокуса будет раскрыта. При этом фокусник обязательно должен был обладать актерским дарованием, чтобы в нужный момент отвлечь зрителя, не потеряв при этом контроля над самими фокусами.

Когда наш, российский, зритель смотрит иллюзион, у него обязательно должна возникнуть своя версия — как делается тот или иной трюк. Например, Дэвид Копперфильд на своих концертах обязательно выстраивает программу так, чтобы сложные трюки чередовались с более легкими. Важно, чтобы зритель не чувствовал себя полным дураком. И вовсе не обязательно, чтобы он правильно понимал суть фокуса. Иногда к артисту-иллюзионисту приходят люди и говорят: мы знаем, как вы делаете вот этот трюк. Начинают рассказывать. Как правило, в их интерпретации все получается очень сложно и неправильно. На самом деле все намного проще. Но артист чаще всего говорит: «Молодец! Раскусил меня!» И зритель уходит довольный.

Секрет - в подаче.

Раскрывать секреты фокусов— не в этических правилах иллюзионистов. Но практически каждый из них может понять, как делает трюк его коллега. Часто — методом простого исключения. Например, как летает по воздуху Дэвид Копперфильд? Начинаем с того, что убираем все неправильные варианты. Может быть, у него спрятан моторчик, способный поднять человека в воздух? Нет, такого моторчика не существует. Может быть, это магнитное поле? Тоже нет. Приспособление, способное удерживать вес человека, при этом позволяющее ему свободно перемещаться в пространстве, еще не изобрели. Значит, скорее всего, это какая-то подвесная аппаратура. Например, нити. А вот как удается оптически скрыть их от зала, это уже второй вопрос.

Но в этом и состоит профессия иллюзиониста, чтобы скрыть очевидное и подать фокус так, чтобы никто не догадался, как он делается. Однако на реальном концерте даже великий Копперфильд не может показать все то, что он снимает для телевидения. Телевизионная камера — тоже своего рода иллюзионный инструмент, который может творить самые разные оптические чудеса. Например, снять фокус под таким углом, что секрета никто не поймет, а эффект будет поразительным.

Смешать ингредиенты.

Фокусники делятся на две группы. Первая - манипуляторы, которые показывают фокусы с мелкими предметами, демонстрируя ловкость рук. ю Вторая — иллюзионисты, работающие со специальным оборудованием, которое они знают досконально. Например, Эмиль Кио активно сотрудничал со всеми, кто мог помочь воплотить в жизнь плоды его фантазий, сделать невероятное вероятным. Он дружил с инженерами, изобретателями и конструкторами, постоянно совершенствовал аппаратуру и в результате выступал на лучших площадках мира.

Настоящий технический прорыв в иллюзионной технике произошел примерно в шестидесятые годы. Начала задействоваться электроника, появился человек-невидимка, пользовался успехом разговор по бутылке-телефону, на который можно позвонить из любого места. Понятно, что сейчас этим никого не удивишь, но тем не менее набор классических трюков актуален до сих пор. Многие иллюзионисты считают, что самое правильное — базироваться на старой доброй классике. А уж на ее фундаменте создавать что-то новое. Так сказать, смешивать ингредиенты, создавая свои фирменные блюда.

— Когда мы работали над проектом «Цирк со звездами»,— рассказывает Антон Красильников, иллюзионист в пятом поколении, - Ефим Шифрин попросил сделать для него что-то экстремальное. Я взял сундук с секретной крышкой, соединил это с трюком Гудини, который выпутывался из смирительной рубашки. Туда же добавил выпутывание из цепей и бомбу, которая должна взрываться после того, как исполнитель освободится от всех пут. В результате получился новый иллюзион, хотя по отдельности каждый из этих элементов уже где-то исполнялся.

Клаустрофобия: каприз или реальность?

Не секрет, что почти 90% иллюзионной техники построено на магических ящиках. В нужный момент в ящик надо быстро спрятаться, а потом так же быстро вылезти. Но иногда приходится сидеть там довольно долго. Те, кому случалось застревать в лифте между этажами и испытывать страх, который буквально парализует все тело, хорошо поймут, что такое клаустрофобия, или боязнь замкнутого пространства. Но если в лифте еще могут быть товарищи по несчастью, то в ящике, в который еле-еле помещаешься ты один, такой страх одолевает с гораздо большей силой.

В семьях иллюзионистов детей приучают к тесному, темному пространству с самого раннего возраста. Например, затевают такую игру - ребенка сажают в диванный ящик для белья, закрывают и считают по секундам, сколько времени он может там продержаться. Даже если он в будущем не станет иллюзионистом, то, вполне вероятно, избежит клаустрофобии. А вообще иллюзионный ящик — как костюм или платье. Для каждого конкретного исполнителя делается специально, по размеру.

Награда за обман.

В мире артистов-иллюзионистов встречаются свои неожиданности. Например, приз на конкурсе фокусников может оказаться тоже абсолютной иллюзией. В России существует Клуб фокусников, который сам по себе - некий параллельный мир. У них свои правила жизни, своя политика, свои конкурсы. Антон Красильников раз и навсегда решил для себя в этих конкурсах не участвовать.

— Это решение пришло после двух случаев. Первый раз меня номинировали на Национальную премию «ЦИРКЪ», прислав официальную телеграмму о присвоении премии. Нужно было приехать в Питер, выступить и получить премию. Начальник отдела Департамента организации гастролей Росгосцирка сказал мне: «Тебя нам посылать невыгодно, ты сейчас находишься слишком далеко от Петербурга (я в это время гастролировал в Астрахани), мы пошлем того, кто находится поближе». Понимаете, что это за аргумент? Премию получит тот, кто ближе территориально!

Второй раз я послал свои данные на конкурс в Голландию в 2004 году. В ответ пришло письмо с расценками за первое, второе и третье места. При этом была приписка, что первое или второе место мне обещать не могут (видимо, они уже были заняты), а третье — пожалуйста! Стоило оно пятнадцать тысяч евро. Плюс расходы на проезд и проживание.

А еще есть иллюзионные конкурсы в Китае, но там другая система. Мне пообещали Серебряную медаль при условии, что я отработаю у них 20 шоу по 25 долларов за каждое. Это абсолютно кабальные условия, по сути - та же взятка, только за счет своей работы.

Как стать магом.

Если ты не родился в семье иллюзионистов, то можно попробовать поступить в Эстрадно-цирковое училище на отделение «Артист оригинального жанра». Правда, мест на этом отделении всего пять, из них на фокусника отводится только одно, и набор туда - раз в четыре года. Значит, с эстрадного отделения ГУЦЭИ раз в четыре года выпускается всего лишь один фокусник-манипулятор.

Валентина Савина, директор ГУЦЭИ им. М. Румянцева: «Во время учебы о ящиках и аппаратуре речь не идет. Мы учим именно манипуляции, то есть работе с небольшими предметами, которая зависит только от ловкости рук. Кстати, перед тем как принять абитуриента на это место, наши педагоги проводят небольшое тестирование — просят выполнить упражнения с предметами: шариками, например. И смотрят, насколько у человека «способные руки», можно ли их развивать, чтобы в дальнейшем проделывать сложные манипуляции. Так что еще не каждый желающий может попасть на место фокусника».

Другой путь - пойти в Студию иллюзионного искусства при Российской ассоциации иллюзионистов. Центр ее находится в Москве и называется Московский клуб фокусников. Там тоже есть педагоги - члены клуба, которые могут дать азы профессии. Но это только начало. Окончательный успех зависит от терпения и работоспособности желающего стать иллюзионистом.

Владимир Руднев, председатель Московского клуба фокусников: «Лично я — самоучка. Знания об этой профессии добывал самыми разными путями. Случалось, просиживал на колосниках в цирке, пытаясь сзади увидеть и понять, как делается тот или иной трюк. Конечно, сейчас очень много информации: в литературе, из Интернета можно массу всего почерпнуть. Но все же для того, чтобы стать настоящим фокусником, этого мало. Нужно самому пощупать, изнутри узнать, что это такое. А бывает — человек купит ящики, выходит на сцену и просто демонстрирует их возможности. А где артистизм, где постановка номера? Мало кто хочет заплатить деньги режиссеру, чтобы он поставил хороший номер».

Иных клоунов убивать надо!

Хорошему фокуснику, как и всякому хорошему артисту, нетрудно найти приличный заработок. Свадьбы, дни рождения, детские праздники, ночные клубы, корпоративные вечеринки - все тот же джентльменский набор, как и для других артистов, не зависящих от громоздкого реквизита. У любого иллюзиониста, работающего с большим количеством ящиков и прочей аппаратурой, всегда есть наготове вариант мобильного выступления. В среднем артист-иллюзионист зарабатывает от 300 до 1500 долларов за вечер. Выступление должно длиться не менее 20 минут, но и не более часа, чтобы зритель не устал от большого количества чудес. Конечно, как и в любой профессии, здесь есть такое понятие, как демпинг цен. Артисты, чьи жизненные обстоятельства оставляют желать лучшего, готовы выступить и за 100, и за 50 долларов. Нередко это вызывает недовольство среди более успешных коллег. Но, как говорится, когда в холодильнике пусто, а за плечами семья, осуждать человека несправедливо. Однако не только в демпинге цен состоит проблема, по поводу которой переживают профессионалы. Престиж профессии - вот основной камень преткновения.

Антон Красильников: «Всю свою профессиональную жизнь я бьюсь за престиж профессии иллюзиониста. Как в оценке своей работы, так и в качестве исполнения. Настоящий иллюзионист знает свои аппараты вдоль и поперек, иногда сам делает всю технику. Поэтому в какой-то сложный момент (а такие пусть не часто, но бывают), когда вдруг заклинит подшипник или не откроется замок на ящике, всегда сможет выйти из ситуации так, что зритель ничего и не заметит. Горе-артист, просто купивший аппаратуру и научившийся ею пользоваться, но не знающий механизмов ее работы, в такие моменты оказывается совершенно беспомощным. И тогда вся магия профессии иллюзиониста сразу сводится на нет».

Владимир Руднев: «Очень плохо, что есть люди, которые не понимают, насколько важно хранить секреты иллюзии. Сейчас появились клоуны, которые, научившись фокусам, показывают их во время выступления, а потом тут же разоблачают. Они кричат: «Дети, а хотите узнать, как это делается?» Дети конечно же кричат в ответ: «Хотим!» Таких клоунов убивать надо!

Для многих из нас важен реквизит. Хорошо, если человек сам умеет его изготавливать. А если нет? Специальных мастерских не существует, поэтому приходится выискивать умельцев-мастеров, которые конструируют «магические аппараты». Но и здесь нельзя быть застрахованным от проколов. Например, однажды я заказал реквизит по своим собственным чертежам. Мне его изготовили, а через некоторое время точно такая же аппаратура стала появляться у других артистов. То есть мастер просто взял и растиражировал мое ноу-хау. А хороший аппарат стоит, между прочим, начиная от 3000 долларов!»

Фокус с разоблачением.

Мало кто знает, что в одном из своих трюков «Исчезновение» в аттракционе Эмиля Кио выступал его сводный брат Гарри. А было это так. Однажды Гарри Кио случайно зашел в цирк навестить своего брата. Когда они разговаривали, их увидел режиссер Арнольд. Заметив их удивительное сходство, он предложил задействовать Гарри в качестве двойника Эмиля. Целый месяц уговаривали Гарри работать с братом. Потом с киностудии «Мосфильм» пригласили лучшего гримера, который загримировал Гарри так, что отличить одного от другого стало невозможно. Так они начали работать вместе.

Как правило, в город, где начинались гастроли, Гарри приезжал в день премьеры и поселялся в самой дальней гостинице. Кио рисовал ему на бумаге план улиц, на которых тот не имел права появляться. Эмиль Теодорович хотел, чтобы Гарри безвылазно сидел в номере, читал бы книги и слушал радио. «Тебе в городе делать нечего, - говорил он. - Не дай бог, столкнемся где-нибудь, нас заметят, тогда все пропало».

Вечером, перед началом спектакля, машина с задернутыми шторками привозила Гарри в цирк, въезжая прямо во двор. Гарри в надвинутой на глаза шляпе и с поднятым воротником быстрым шагом шел в специально отведенную комнату, где его тщательно гримировали. Потом приходил Эмиль, они становились рядом и дотошно проверяли, все ли у них в порядке в смысле сходства. Во время аттракциона Гарри прятался за реквизитом, тихо стоял в уголке, ожидая своего выхода. Подмена братьев в аттракционе делалась дважды. Самая эффектная в финале, когда Гарри под видом Эмиля Кио садился и уезжал с манежа, а настоящий фокусник мгновенно появлялся из противоположного прохода. Публика немела от удивления.

Хотим волшебника!

Как- то раз, интересуясь программой в Цирке Никулина, одна знакомая спросила - а будут ли фокусники? Узнав, что нет, всерьез возмутилась. Почему? Как же может быть цирковая программа без фокусников?! И почему людям так нравятся чудеса, пусть даже и ненастоящие? В чем психологическая подоплека этого желания?

Стремление проникнуть в тайны непознанного всегда было присуще человеческой натуре. А овладеть тайными знаниями — мечта многих ученых и эзотериков. Что скрывается за этим стремлением, догадаться нетрудно. Могущество и власть, желание возвыситься над другими, стать чуть-чуть богом. В общем, ничего нового.

Конечно, цирковая иллюзия не имеет ничего общего с эзотерическими тайнами. Но ведь зрителям свойственно отождествлять себя с исполнителями, особенно с теми, которые вызывают восхищение. А фокусник на манеже — это чародей, маг, человек особенный! Он знает нечто такое, о чем другие могут только догадываться. А как интересно самому попытаться угадать, как происходит тот или иной фокус!

Был случай, когда после представления к Эмилю Кио подошел мальчик и передал пухлую тетрадь, в которой описал механизмы всех его фокусов. На семьдесят процентов он угадал! А взрослые зрители воспринимали его волшебство настолько всерьез, что на гастролях осаждали просьбами об исцелении, женщины просили их омолодить. Вот так иллюзионисты и поддерживают в людях веру в чудо и в собственные интеллектуальные способности. И еще дают возможность самому зрителю пусть опосредованно, но почувствовать себя волшебником.

Тайна Гудини.

Говорят, что великий Гарри Гудини прежде всего был мастером... пиара. Как никто другой он умел придумывать и выстраивать рекламные ходы. Сам сочинял сценарии своих выступлений, продумывая не только трюки, но и то, как их эффектнее подать. Например, перед тем как заковать себя в сундук, который сбрасывали с моста, он при помощи подкупленных журналистов и специальных агентов создавал ажиотаж. Задолго до исполнения самого трюка люди абсолютно верили в его реальность. В день, когда было объявлено само выступление, все подстраивалось так, будто бы основная часть трюка уже сделана, и зрители видели только финал - эффектное высвобождение из сундука под водой. Затем все газеты писали об этом, как о чуде, и Гудини отправлялся поражать зрителей в следующий город.

Материал подготовила Елена ОЛЬШАНСКАЯ


ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРЕССА...      На главную страницу